Восьмерик

Восьмерик – бревенчатый восьмигранный сруб. В деревянном зодчестве восьмерик – конструктивное решение перехода от кубического объема сооружения к куполу.

***

ВОСЬМЕРИК

...На деревенской сходке порешили храм возводить, не мудрствуя лукаво - в простых формах, невеликой высоты, но чтоб было стройно и Богу приятно. День уже почти закатился, когда в избе старосты утихли все споры. Мастер обвел усталым взглядом присутствующих, свернул в рулон клочки дурной грубой бумаги с расчетами и уточнениями и поднялся.

- Все, по домам. Завтра с петухами жду вас на околице.

Дома Мастер разложил на столе планы и чертежи. Нужно было в одиночестве еще раз все пересмотреть, все перепроверить. Согласно общему решению, храм выходил по высоте равным макушкам группы берез в центре села, где и предполагалось разместить его. Деревня не являлась ни центром села, ни сколь-нибудь значимым пунктом на карте торговых путей, а потому потребности в вертикальной доминанте не было. Соответственно, и формы были выбраны самы простые: четверик трапезной, затем еще один четверик - чуть меньших размеров - для молельного помещения, а пять граней восьмерика образовывали единственную апсиду. Еще был предусмотрен полный восьмеричок в качестве постамента для барабана с главкой, который надлежало собрать заранее. Везде - простые двускатные крыши, косящатые окошки да лемеховая главка. На первый взгляд, все было в порядке. Оставалось только начать...

Любое, даже самое сложное деревянное сооружение древней Руси можно разложить на простейшие составляющие, производные от простейших геометрических фигур - четверик (прямоугольник) и многоугольник (самый распространенный - октаэдр, он же восьмерик). Так, если внимательно приглядеться к плану знаменитой Преображенской церкви в Кижах, по праву считающуюся вершиной русского плотницкого мастерства, то мы увидим, что в основе ее лежит монументальный "восьмерик от пошвы", то есть сруб в виде восьмиугольника от самой земли. К четырем граням этого восьмерика примыкают прирубы-четверики. Вот и все! Простота рождает шедевры - вот кредо древнего русского зодчего.

Выработанная за долгие столетия практика подобного рода поможет и нам с вами. Не нужно каждый раз заниматься изобретением велосипеда и вычислять сложные углы и формы - мысленно разбиваем нашу будущую постройку на несколько элементарных частей - и в добрый путь! Но давайте чуть подробнее остановимся на особенностях каждого элемента.

Четверик

Четверик - самая простая и самая древняя форма, которую когда-либо использовали в строительстве русичи. В культовое зодчество четверик пришел неспосредственно из построек бытовых. Прямоугольный сруб возводить было и легче, и быстрее, он был надежен и прочен (вспомним закон техники - надежность уменьшается пропорционально количеству деталей). Поэтому в раннехристианские времена на Руси, когда внешность была еще не так важна, как содержание, зодчие ничтоже сумняшеся переносили бытовые формы на свои храмы. Да и внешне те церкви мало чем отличались от обыкновенных изб. Разве что главка имелась. Пример? Пожалуйста - посмотрите на самый древний памятник, который дошел до нашего времени - Лазаревскую церковь из Муромского монастыря, ныне стоящую в музее-заповедник Кижи. Три разновеликих четверика составляют единое целое: центральный, самый большой, квадратный в плане, рубленый самым древним способом - "в обло", отведен под молельное помещение; в четверике размером поменьше, рубленым тем же способом, располагается алтарь. Третий четверик - чуть вытянутый и, в отличие от первых двух, не рубленый, а тесовый - это трапезная. Все три крыты простой двускатной самцово-слеговой кровлей (о том, что это такое - в следующих главах), разный угол наклона которых создает дополнительную игру форм. Казалось бы, простейшие элементы - однако ж найдите-ка Лазаревской церкви брата-близнеца среди всего нашего деревянного наследия!

Думаю, не нужно подробно объяснять, как нам с вами собрать четверик. Простейшая форма требует и минимальных усилий. Поэтому на примере четверика мы рассмотрим некоторые маленькие хитрости, которые впоследствии помогут нам при воспроизведении куда более сложных форм. Когда вы начнете складывать бревна и дойдете до 5-6 венца, вы, скорее всего, с горечью обнаружите, что между бревнами имеются некрасивые просветы и щели. Это не удивительно: во-первых, наши бревна не серийного производства, во-вторых, клей ПВА, самый надежный для дерева (более подробно обо всем этом - см. в Шаге первом), все же имеет водную основу, и потому бревна может немного "повести" при высыхании. Избежать этого помогает обыкновенная изолента. Впрочем, не совсем обыкновенная - не советую вам пользоваться изолентой отечественного производства - незаменимая в электроработах, на деревянных постройках она будет оставлять некрасивые клейкие следы, к которых будет липнуть вездесущая домашняя пыль. Лучше всего использовать импортную черную или бежевую, и делать это следующим образом. Когда все пазы в бревнах уже вырезаны, сами бревна подогнаны друг к другу, наносим на верхнее, накладываемое бревно слой клея, затем водружаем его на место и притягиваем к нижнему венцу кольцом изоленты. Изоленту следует наятгивать довольно туго, так, чтобы прижатое бревно сдвигалосьс трудом. Если стена длинная, лучше притянуть в двух или даже трех местах - возле мест соединений с перпендикулярными стенами и посередине. С помощью угольника, приставленного одной гранью к поверхности стола, а другой к возводимой стене, проверяем соответствие положения нового бревна общей вертикали стены, поправляем, если нужно, и отставляем на полчаса-час сохнуть. Чтобы не терять время, принимаемся за изготовление следующего бревна. Когда клей высохнет, аккуратно снимаем изоленту, если необходимо, подчищаем стенку - если грязь и осталась, нужно убирать ее сразу, потом она задубеет и будет царапать бревна.

Еще один совет: не стоит стремиться сразу ровнять выпуски бревен. Это мы сделаем потом, когда вся стена будет уже готова, с помощью того же угольника и лобзика или, как поступаю я, миниатюрной пилки по металлу.

Восьмерик

Восьмерик - более молодая и более сложная форма родом исключительно из культового зодчества. Первоначально форма восьмиугольника использовалсь при возведении колоколен, впоследствии распространилась на храмовые и некоторые хозяйственные (например, мельницы) и фортификационные (сторожевые башни) строения. Часто усеченный, как бы разделенный надвое восьмерик использовался в алтарных прирубах. Самый ранний тип - так называемый "восьмерик от пошвы", то есть от самой земли. Позже настало время комбинированных построек, среди которых самой распространенной стал "восьмерик на четверике". Традиционным завершением восьмерика является шатер, для колоколен и звонниц - шатер с открытой или полузакрытой площадкой звона. От "тела" постройки шатер практически всегда отделялся рядом полиц - своеобразного тесового навеса, уберегавшего стены от стекавшей влаги и одновременно с тем создававшего декоративный излом очертаний строения. Монотонность постройки, как и монотонность жизни, была для русского человека катастрофой.

Возведение восьмерика потребует от нас гораздо больше усердия и прилежания, нежели постройка четверика. Во-первых, нужно быть очень точным в расчетах, чтобы не перекосить углы, сделать все грани одинаковыми или попарно одинаковыми, если наш восьмерик имеет неправильную форму. Во-вторых, более тщательно нужно подходить к выборке пазов в соединениях венцов - иначе все недочеты, благодаря тупому углу, образующемуся между выпусками бревен двух соседних стен, будут бросаться в глаза. Как всего этого избежать? Попробую дать несколько советов, хотя совершенство все равно приходит только с опытом.

Прежде чем собирать восьмерик, необходимо обязательно начертить его на миллиметровой бумаге. Вот один из способов, как не промазать в расчетах и не сделать нежелательный перекос. Этот способ очень удобен при постройке здания типа "восьмерик на четверике", когда в имеющийся уже четверик заданных размеров необходимо вписать симметричный и аккуратный восьмерик. Однако он весьма трудоемок, и его изложение (если, конечно, вы не хотите связываться с геометрическими и алгебраическими формулами) потребует от вас некторого внимания и усилия. Итак, поехали.

1. На миллиметровой бумаге чертим квадрат, длина сторон которого равна ширине будущего восьмерика (если восьмерик мерять не из угла в угол, а от грани до грани).

2. Находим центр квадрата, проведя две диагонали. Затем через тот же центр проводим две прямые, одну паралленьно врехней и нижней грани квадрата, другую - боковым.

3. Теперь самое сложное. Возьмем для рассмотрения один из четырех получившихся внутри большого маленьких квадратов. См. Рис.3. На его диагонали от угла откладываем расстояние, равное длине стороны квадрата, затем соединяем свободные углы и получившуюся точку так, чтобы получились равнобедренные треугольники. См. Рис.4. Дальше находим середины оснований равнобедренных треугольников и проводим через них и через их вершины прямую См. Рис. 5. Соединяем между собой точки пересечения биссектрис треугольников и граней квадрата и получаем отрезок, длина которого равна длине грани правильного восьмерика, вписанного в первоначальный квадрат! См. Рис. 6. Сделав то же самое во всех остальных маленьких квадратах, получим весь восьмерик.

Сложно? Ничего, тяжело в учении - легко в бою.

После того, как мы вымучили длину грани восьмерика, можно приступать к его сборке. Здесь надо быть предельно аккуратными: малейшие неточности в глубине и ширине пазов бревен будут видны как на ладони. В остальном - технология та же, что и при сборке четверика, с одним отличием - пазы в бревнах здесь будут косыми, а не строго поперечными. Впрочем, это увидите сами, когда возьметесь за дело.

Внутренние стены

Практически каждая деревянная постройка чуть сложнее самого примитвного четверика обязательно имела внутренние стены. Спросите, к чему это нам, ведь внутрь макетов никто заглядывать не будет? >Верно, но внутренние стены-то врубались непосредственно во внешние, перпендикулярно им, соответственно, выпуски бревен, составляющих перегородки внутри, всегда находились снаружи. Однако нам с вами нет особой нужды возводить стены внутри полностью - от пола до потолка. Ради экономии материала и облегчения постройки советую первые и последние бревна внутренних стен делать сплошными, то есть от стены до стены (чтобы сохранить прочность), а остальные - из обрезков 2-2,5 см в длину. Практика показывает, что такое мелкое мошенничество является действительно действенным средством экономии как материала, так и времени.

Ну вот, кажется, и все основные премудрости. Да, не забывайте и будьте внимательны: очень часто как восьмерики, так и четверики заканчивались повалом - легким скруглением плоскости стены наружу, предохранявшей стены от воды. Ну, а если возникнут вопросы и замечания - пишите. Мы же пока шагнем дальше.

Некоторые иллюстрации, представленные на этой странице, позаимствованы из книги А. В. Ополовникова "Сокровища Русского Севера"

***

ВОСЬМЕРИК - восьмигранное в плане или часть деревянного или каменного сооружения.

Восьмерик на четверике - центрическое сооружение, состоящее из восьмигранной призмы, установленной на четырехгранном основании.

***

Восьмерик - в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они заверщают крестообразный в плане объем.

***

Восьмерик - часть здания, имеющая восьмигранную форму, восьмигранный сруб.

Восьмерик - бревенчатый восьмигранный сруб. В деревянном зодчестве восьмерик – конструктивное решение перехода от кубического объема сооружения к куполу

***

ВОСЬМЕРИК - восьмигранное в плане или часть деревянного или каменного сооружения.

Восьмерик на четверике - центрическое сооружение, состоящее из восьмигранной призмы, установленной на четырехгранном основании.

***

ВОСЬМЕРИК - в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 8-угольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на 4-угольном основании ("восьмерик на четверике"

..

Некоторые тексты близкой тематики