Ванты

Ванты – стальные тросы, применяемые как растяжки для крепления высоких металлических труб, радиомачт, башен ветродвигателей и т.д.

***

Вантовый мост - висячий мост, в котором основная несущая конструкция - ферма - выполнена из стальных тросов (вантов). Жесткое полотно дороги поддерживается тросами, закрепленными непосредственно на опорах. Использование высокопрочных стальных тросов позволяет экономить материалы, снизить затраты, а также делает конструкцию более легкой. Мосты данного типа проектируются с использованием компьютерного моделирования.

***

ВАНТЫ

Нижние ванты и фордуны из растительных тросов

Вантами называют тросы стоячего такелажа, удерживающие мачту с боков. Нижние мачты и стеньги имеют свои собственные ванты. Ванты нижних мачт, которые идут от топа соответствующих нижних мачт до вант-путенсов на фальшборте, называются фок-, грот- и бизань-вантами; ванты стеньг, идущие от салинга стеньги до путенс-вант соответствующего марса, - стень-вантами, фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-вантами; ванты брам-стеньг, идущие от топа брам-стеньги до путенс-вант бом-салингов, - брам-вантами, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-вантами.

Фордуны

Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и сзади фордунами. Их крепят на соответствующих мачтах, проводят к бортам судна и набивают так же, как и ванты. Благодаря применению фордунов можно уменьшить число вант на мачтах и отказаться от постройки особо мощных салингов и марсов.

Фордуны называют по мачтам, на которых они стоят. Имеются фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-фордуны, обычно две или три снасти с каждого борта, и один или два брам-фордуна и бом-брам-фордуна, тоже с каждого борта.

Стоячий такелаж парусного судна XIX в.

1 -нижняя мачта, 2 -марс; 3 -стеньга; 4 - брам-стеньга, 5 -салинг, 6 -нижние ванты; 7 -стень-ванты; 8 -брам-ванты: 9 -путенс-ванты; 10 -стень-фордуны; 11 -брам-фордуны; 12 -бом-брам-фордуны; 13 - шкентель сей-талей, 14 -тали марса-фала(драйрепа); 15 -штаги.

Ванты:

а -разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей; b- парные.

1 -юферсы; 2 -плоский бензель; 3 -клетневка; 4 -огон.

Ванты и фордуны изготовляют из толстого растительного троса; они могут быть парными или одиночными, т. е. разбивными. Для получения первых трос необходимой толщины и длиной, равной двум длинам мачты, складывают пополам и на некотором расстоянии от сгиба делают бензель. Образовавшийся огон накладывают на топ мачты. Чтобы ванты не перетирались в месте огона, а также на концах (в местах крепления юферсов), их клетнюют.

Вооружение нижних вант и фордунов

К вооружению нижних вант и фордунов относят вант-путенсы, руслени, сей-шкентели и ворсты.

Вант-путенсы - железные полосы прямоугольного сечения, устанавливаемые на борту судна при помощи сквозных болтов; к вант-путенсам крепят юферсы или винтовые талрепы. Раньше на нижнем конце вант-путенсов часто ставили путенс-планку, служившую для его дополнительного крепления к борту.

Вант-путенсы современного парусного судна.

1 - руслень; 2 - регель русленя; 3 - путенс-планка; 4 - вант-путенсы.

Руслени - горизонтальные балки, с помощью которых верхние концы вант-путенсов относят от борта, для того чтобы ванты и фордуны имели больший разнос. Руслени соединяют с фальш-бортом при помощи деревянных книц и металлических подпорок - пютенгов. В руслене проделывают вырезы для прохода вант-путенсов, сверху вырезы закрывают деревянной планкой - регелем. Различают фок-, грот- и бизань-руслени правого и левого бортов. Руслени были не на всех парусных судах. На малых и средних (бригах, бригантинах и др.) обычно вант-путенсы крепили различными способами непосредственно к корпусу.

Сей-шкентели - короткие растительные или проволочные тросы, толщина которых одинакова с толщиной вант. Сей-шкентели огоном накладывают на топ мачты. В огоне второго конца находится коуш, к которому крепят блок гиней - сей-талей, служащий для подъема больших грузов. В нерабочем состоянии сей-тали закрепляют на руслене за вантами.

***

Ванты
Растяжки для крепления высоких металлических труб, радиомачт, башен ветродвигателей и т.д.

***

Ванты
мн. 1. Канатные растяжки между мачтами и бортом парусного судна, служащие для придания мачтам устойчивого вертикального положения. 2. Стальные тросы, служащие для подвешивания висячих конструкций (например, висячих мостов), а также для придания антеннам, радиомачтам и т.п. устойчивого положения.

***

Ванты (голл.- Want)
снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.

..

Некоторые тексты близкой тематики