Трехчетвертная колонна

Трехчетвертная колонна – колонна, выступающая из плоскости стены на 3/4 своего диаметра.

 

***

 

ТРЕХЧЕТВЕРТНАЯ КОЛОННА

 

Колонны

КОЛОННА (лат. Columna - круглый столб) - вертикальная опора, архитектурно оформленный столб, несущий на себе тяжесть вышележащих частей, обычно круглая в поперечном сечении (редко другой формы), наделенный капителью и в большинстве случаев базой. Виды колонн. К вертикальным опорам можно отнести колонну, столб, пилястр, атланта, кариатиду, а также колонну вотивную, гаторическую, канделябровую, ростральную, триумфальную колонну, связанную, служебную, ордерный столб, трехчетвертную колонну. Пилястр (фр. piastre, от лат. pila - столб) - плоский вертикальный выступ стены, повторяющий колонну в основных пропорциях и формах. Атлант (греч. Atlas - мифологический герой-носитель небесного свода) - мужская фигура (полуфигура), держащая тяжесть антаблемента. Применяется как замена колонн в дорическом ордере (портик атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1844-1849, скульптор А.И.Теребенёв) или как кронштейны, несущие балкон (ратуша в Тулоне, 1656-1657, скульптор Пьер Пюже). Кариатида (греч. karyatis, букв. - жрица храма Артемиды в Кариях в Древней Греции) - скульптура, изображающая женскую фигуру, которая поддерживает перекрытие здания. Заменяет ионическую или коринфскую колонну или пилястр (портик кариатид храма Эрехтейона на Акрополе, ок. 421-406 до н.э.). Вотивная колонна (лат. columna votivus - связанный с обетом, votum - обет) - отдельно стоящая колонна с изображением вотивных предметов, т.е. посвященных божествам, для исцеления, удовлетворения просьбы. Устанавливались на священном участке у античных храмов. Канделябровая колонна - имеет различное сечение: то увеличивается, то суживается. Появилась в эпоху Ренессанса. Ростральная колонна (лат. columna rostrata - украшенная частями трофейных кораблей) - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Воздвигались в честь морских побед или как символ могущества страны. Возникла в Древнем Риме в честь победы над Карфагеном и установлена на Римском форуме. Триумфальная колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой часто украшен рельефом и, которую обычно венчает статуя. Встречаются в искусстве Древнего Рима (колонна Траяна в Риме, 111-114). В средних веках на них устанавливали крест или скульптуру святого. Колонны в Венеции: на одной (1293) - фигура крылатого льва, символа св. Марка, на другой (1329) - скульптура св. Федора Стратилата, покровителя Венеции. Связанная колонна - выступающая из плоскости стены только на часть своего диаметра. Является несущей опорой или декоративным элементом. Связанная колонна, к которой относятся полуколонна и трехчетвертная колонна, известна уже в архитектуре классической Греции (храм Афины Алеи в Тегее, 350-340 до н.э., архитектор Скопас), но широкое распространение в архитектуре получает позже. Служебная колонна (приставная, полуколонна), поддерживает пяту свода или нервюру и идет во всю высоту стены. Ордерный столб - модификация ордерной колонны, имеющей в поперечном сечении форму многоугольника, чаще всего квадрата. Трехчетвертная колонна - связанная колонна, выступающая из стены более чем наполовину своей предполагаемой толщины. Колонны Древнего Египта можно разделить на две группы: геометрически правильные и <изобразительные> колонны. Протодорическая колонна, названная так по внешнему сходству с более поздними дорическими колоннами Древней Греции, имеет невысокую, круглую базу, каннелированный ствол, без капители. Каннелюры (фр. cannelure - желобок, от гр. <прут, лоза>) - вертикальные желобки на стволе колонны появились на полуколоннах и колоннах в Египте (конец 3 - начало 2 тыс. до н.э.) и получили дальнейшее развитие в античной архитектуре. Протодорические колонны впервые встречаются в ансамбле Джосера, ок. 2800 до н.э. <Изобразительные> колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные, пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается).

 

***

 

Санкт-Петербургский культурный центр

"Дворец Белосельских-Белозерских"

Невский проспект, 41

 

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская купила небольшой каменный дом, находившийся на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, принадлежавший И. А. Нарышкину. В начале 1800-х годов архитектор Т. Томон сломал его и построил на участке новый дом, обращенный своим главным фасадом па Невский проспект.

 

Проектные чертежи Т. Томона не дошли до нас, но облик этого дома, возведенного в формах классицизма, запечатлен на сохранившемся рисунке М. Н. Воробьева.В 1846 году архитектор А. И. Штакеншнейдер по заказу князя К. В. Белосельского-Белозерского перестроил корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, и возвел новые флигеля во дворе дома. Внешний облик и внутренняя отделка дома изменились коренным образом.

 

Штакеншнейдер исходил из образцов архитектуры русского барокко XVIII века, таких как Строгановский дворец, дворец Шереметевых на Фонтанке и др. Он широко использовал композиционные приемы и декоративные средства мастеров барокко: портики из трехчетвертных колонн и пилястр, лучковые фронтоны, сложные по рисунку наличники окон со скульптурными картушами, фигуры атлантов, поддерживающих колонны. Ему удалось достичь впечатления богатства и пышности фасадов, праздничности их декоративного оформления. Терракотовые фигуры атлантов на фасадах выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.

С 1884 года дворец Белосельских-Белозерских принадлежал брату Александра III - Сергею Александровичу. В 1888 году дворец был частично перестроен внутри для нового владельца. В 1897 году ремонтировались фасады дворца. Перестройка и капитальный ремонт не нанесли зданию существенного ущерба.

Интерьеры дворца дошли до нашего времени в хорошей сохранности. Отделка целого ряда дворцовых помещений представляет значительный художественный интерес.

..

Некоторые тексты близкой тематики