Размалковка

Размалковка – изменение формы поперечного сечения уголкового профиля, вследствие изгибания его полок наружу. Изменение формы поперечного сечения уголкового профиля, вследствие изгибания его полок внутрь называется смалковка.

***

Размалковка — искажение формы поперечного сечения уголкового профиля, заключающееся в изгибании его полок наружу.

Конструкция корпуса клиперов

В 1838 г. в Ливерпуле был построен железный парусник «Айронсайдз», за которым с некоторыми перерывами последовали и другие суда. На железолитейном заводе, расположенном на северо-западном побережье Великобритании, в графстве Камберленд в 1843 г. была построена красивая железная шхуна «Лоука», причем из железа было изготовлено почти все, включая мачты и такелаж. Шхуна была первым судном с таким такелажем, обогнувшим мыс Горн. Проволочный такелаж получил широкое распространение на английских клиперах только в 1860-е гг. На американских же клиперах стоячий такелаж из пенькового троса продержался до конца эпохи этих судов.

Первые железные листы обшивки были по нынешним понятиям невелики, их размеры составляли не более 1,8 х 0,75 м, а толщина - 1,9-2,2 см, величина шпации равнялась приблизительно 45 см. Расположение листов на корпусе напоминало кирпичную кладку в стене. К шестидесятым годам XIX в. длина листов увеличилась примерно до 2,7 м, а их стыки располагались минимум через шпацию. Ширина поясьев обшивки оставалась небольшой - от 0,75 до 0,9 м, благодаря чему их было легко изгибать и устанавливать. Гибка листов производилась с помощью вальцов, которые можно было регулировать для придания листам необходимой кривизны, однако форма листов оставалась несложной. Чтобы получить лист сложной формы, его нагревали до красного каления и выковывали на ковочном штампе.

Как только лист вынимали из печи, на него набрасывались люди с тяжелыми молотами, и во все стороны летели снопы искр. Бывали случаи, когда лист приходилось нагревать вторично, чтобы окончательно придать ему необходимую форму. Эта операция была дорогостоящей и применять ее старались как можно реже. Обычно для судна изготовляли таким образом лишь два листа, которые называли «подмышечными», так как их форма походила на форму подмышечной впадины, и которые были расположены под свесом кормы перед гельм-портом.

Одной из самых сложных операций при постройке железного судна была размалковка шпангоутных угольников. Для этого угольники нагревали и в горячем состоянии изгибали их полки, причем полку нужно было делать изменяющейся по длине угольника. В большинстве случаев эта операция из-за своей сложности выполнялась плохо, в результате чего листы прилегали к набору неплотно и в зазоры между шпангоутами и листами обшивки приходилось вставлять многочисленные прокладки. Отверстия для заклепок часто пробивались слишком близко к краям листов или недостаточно точно совпадали друг с другом. Именно по этим вполне обоснованным причинам суда с железными корпусами получали широкое признание довольно медленно, страховое общество Ллойда неохотно присваивало им высокие классы. Это вызывало возмущение ливерпульских судостроителей тем более, что качество судов, построенных на верфях реки Мерси, было превосходным да и судостроители Лейрда были признанными мастерами своего дела.

В результате ливерпульские судовладельцы и судостроители разработали в 1862 г. собственные правила классификации для железных судов, которые позже, в 1885 г., стали составной частью регистра Ллойда…

..

Некоторые тексты близкой тематики