Пропилеи

Пропилеи (от греч. propylaion — преддверие, вход), пропилон, парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. Пропилеи характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры), сооружались при главном входе на акрополь или на священный участок (теменос). Выдающимся памятником древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э., архитектор Мнесикл). Позже пропилеи почти не строились. В 19 в. к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма (например, пропилеи в Мюнхене, 1846—60, архитектор Л. Кленце). Во 2-й половине 19 и в 20 вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов (например, пропилеи при подъезде к зданию Смольного в Ленинграде, 1923—25, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх) или сооружений, имеющих мемориальное значение (пропилеи мемориального комплекса на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, 1960, архитекторы А. В. Васильев, Е. А. Левинсон и др.).

Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. Внешний фасад намного глубже и сложнее по композиции, его колонны поставлены на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних ионических колонн в два ряда. С севера и юга к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. Северное крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи. Высказывались предположения, что проект Мнесикла предусматривал куда большее здание, нежели построенное в реальности, что было связано с нараставшей оппозицией политике Перикла и угрозой Пелопоннесской войны, разразившейся в 431 до н.э., и оно осталось незавершенным архитектурным шедевром. Однако вряд ли это так: Мнесикл делал свой проект именно с учетом реальной ситуации, соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще, чем даже о самом Парфеноне.

На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений. Храм проектировал архитектор Калликрат ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды восстанавливали с использованием частей первоначального здания, которое турки разрушили в 1686. Под мраморным храмом обнаружены остатки раннего значительно меньшего храма и архаического алтаря, что доказывает глубокую древность культа Афины Паллады. С трех сторон бастион окружал скульптурный мраморный парапет, и на всех сохранившихся плитах с великолепными рельефами мы видим крылатую Победу.

***

..

Некоторые тексты близкой тематики