Пандус

Пандус (фр. pente douce — пологий скат) — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений - обеспечние подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом.

***

Сколько стоит пандус?

Весной этого года Добринской районной прокуратурой Липецкого района был предъявлен иск владельцу коммерческой аптеки (аптека ПО “Доброе”) с требованием оборудовать учреждение пандусом. До суда дело не дошло, ответчик добровольно выполнил все требования контролирующего органа. Однако прецедент создан. Подобные дела сейчас ждут своей очереди в нескольких судебных инстанциях ЦФО России.

В соответствии с Законом № 181-ФЗ от 24.11.95 “О социальной защите инвалидов в РФ” и государственными строительными нормами все организации вне зависимости от форм собственности обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В первую очередь речь идет о поликлиниках, аптеках, физкультурно-спортивных комплексах и т.д.

В последние годы созданию безбарьерной среды для малоподвижных групп населения уделяется особое внимание, однако пока редко где можно увидеть пандусы. Хотя Липецк в этом плане — город показательный. Здесь уже четвертый год действует региональная программа “Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения”, в этом году начался второй этап ее реализации. В Липецкой области проживают 900 инвалидов-колясочников, всего инвалидов — 195 тыс., 365 тыс. пенсионеров.

По словам зам. начальника областного Управления социальной защиты населения Аллы Жемчужниковой (на эту организацию возложен контроль за исполнением программы), “в течение первых трех лет на реализацию программы было затрачено около 35 млн руб. В результате инвалидам стали доступны для посещения 40 областных учреждений здравоохранения, соцзащиты и соцобеспечения, культуры и спорта”. Кроме того, в последние 2—3 года пандусами оборудованы все (100%) учреждения огромной аптечной сети “Липецкфармация”. Правда, государство к этому отношения не имеет, оборудование пандусами сеть производила на свои средства, несмотря на то что в ст. 15 Закона № 181-ФЗ говорится, что ассигнования на эти цели (для государственных и муниципальных нужд) должны быть предусмотрены в бюджетах всех уровней. “Свободных оборотных средств в организации не было, поэтому пандусы в аптеках устанавливали по графику, — пояснила генеральный директор ГУП “Липецкфармация” Татьяна Сысоева. — Хотя оборудование наших аптек пандусами входило в состав программных мероприятий, деньги не были выделены”.

Так происходит в большинстве случаев. Если речь идет о новом помещении, проблем не возникает; согласно государственным строительным нормам все новые объекты оборудуются пандусами. А если помещение старое, неприспособленное? Аптеки и государственные, и муниципальные, и частные вынуждены проводить реконструкцию зданий и установку соответствующего оборудования за свой счет. И далеко не каждому владельцу это по карману, считает заведующий одной из воронежских аптек: “Сейчас наша аптека находится в стадии реконструкции, и оборудовать ее пандусом мы не сможем. Помещения маленькие и арендованные, а материальные затраты на установку довольно значительные”.

В эксплуатационном отделе владимирской сети аптек “Наша аптека” (в июле этого года сеть перешла в собственность “36,6”) корреспонденту “ФВ” пояснили, что стоимость установки одного пандуса колеблется от 30 тыс. руб до нескольких сот тысяч, “все зависит от технических возможностей сооружения подобной конструкции. Ведь помимо самого пандуса, установленного в строгом соответствии с требованиями СНиП (угол подъема не должен превышать 10о, ширина — от 0,9 до 1,5 м), должны быть предусмотрены поручни, бортики, соответствующее покрытие спуска”. Кстати, там, где по техническим причинам невозможно построить пандус, его следует заменить кнопкой вызова у входа в аптеку.

По мнению Татьяны Сысоевой, средства, затраченные на установку пандусов, себя не оправдывают: “Это просто выброшенные деньги. Как правило, колясочники в аптеку не ходят, медикаменты им носят соцработники, по крайней мере так происходит в Липецке. Другой вариант — наши аптечные работники доставляют им лекарства на дом. Более того, подход к контролю за соблюдением этих норм несколько однобокий. Государственные аптеки, у которых и так социальных функций “выше крыши”, проверяются с особой тщательностью. Коммерческие аптеки такого пристального внимания не удостоены, и получается, что они в привилегированном положении”.

Возможность прибегнуть к посторонней помощи есть далеко не у всех, уверяет председатель Липецкий областной секции инвалидов-колясочников Любовь Дроздова: “Колясочники, я в этом уверена, при наличии удобных съездов для инвалидов в аптеках сами отправлялись бы за медикаментами. Но пока это действительно выброшенные деньги, потому что большей частью пандусов инвалиды просто не могут воспользоваться, даже если они есть. Лично я хожу в аптеку на улице Меркулова. Я колясочница, но с помощью опоры могу немного передвигаться и предпочту 20 минут потихонечку взбираться по ступенькам, нежели воспользоваться имеющимся там пандусом. Потому как это не пандус, а горнолыжный трамплин. Технические вопросы абсолютно не продуманы”. Справедливости ради нужно отметить, что, если инвалиды в аптеку, даже с пандусами, ходят редко, мамочки с колясками там довольно частые гости.

Сложность проблемы подчеркивает и зав. аптекой № 1 липецкой коммерческой сети “Фармацентр” Марина Салогубова: “Безусловно, далеко не каждой аптеке по плечу такое оборудование, особенно если это небольшая аптека. Помощь со стороны государства в решении этого вопроса была бы не лишней. Но все-таки материальные проблемы в данном случае должны уходить на второй план. Дело дорогостоящее, но нужное. Если уж городские власти обязывают нас приводить в порядок окружающую территорию (тротуарная плитка рядом со зданием, экстерьер фасада), и мы вынуждены тратить на это деньги, то, я считаю, такие вещи, как съезды для инвалидов, — это просто необходимость”.

Добавим: юридически обоснованная необходимость. Закон в данном случае всегда на стороне инвалида. Права инвалида регламентируются Конституцией РФ, Гражданским и Градостроительным кодексами РФ, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Декларацией прав инвалидов ООН, уже упоминавшимся законом о соцзащите инвалидов и т.д. Законодательством предусмотрены и меры ответственности за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур: и дисциплинарная, и имущественная, и административная, и даже уголовная. А вот программы господдержки обустройства безбарьерной среды существуют пока лишь в трех регионах ЦФО — Московской, Владимирской и Липецкой областях. Помимо этого в нескольких областях, в т.ч. в Калужской, Ярославской, Воронежской, подготовлены соответствующие постановления правительств и распоряжения глав администраций. Однако во всех регионах округа государственным и муниципальным аптекам добиться помощи от госструктур в обустройстве аптечных учреждений пандусами пока по-прежнему очень трудно.Ольга Руденко, Липецкhttp://www.pharmvestnik.ru/text/13278.html

КОГДА В МЕТРО ПОЯВЯТСЯ ПАНДУСЫ?

В Общественную приемную Балтийской медиа-группы обратился Николай Чудаков. По мнению заявителя, несмотря на призыв правительства увеличивать рождаемость, даже в самом демократичном виде транспорта - метрополитене - не продуман вопрос о наличии пандусов для детских колясок.

Особенно необходимы они на станциях, не снабженных эскалаторами. Тремя из таких станций - "Проспект Ветеранов", "Ленинский проспект" и "Автово" - пользуется дочь заявителя, молодая мама. Каждый раз при подъеме и спуске она вынуждена прибегать к посторонней помощи.

Бесспорно, мамы с детскими колясками - та категория населения, для которых пандусы - единственная возможность преодолеть лестничную преграду. Но не стоит забывать, что есть и другая, менее мобильная часть граждан - инвалиды. При этом Владимир Путин еще в декабре 2001 года обратил внимание правительства на абсолютную неприспособленность городского транспорта и общественных зданий для помощи инвалидам. Наличие пандусов для этих людей, как ни странно для нас это будет звучать, - залог нормальной жизни, способность к самостоятельному перемещению.

Надеемся, что разъяснить сложившуюся ситуацию сможет директор Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин, которому Общественная приемная отправила официальный запрос.

Пандус - это наклонная поверхность для перемещения колясок. Прежде всего установка пандусов необходима в местах перепада горизонтальных уровней, превышающего 4 сантиметра: на пешеходных путях, при входах в здания и во внутренних помещениях зданий и сооружений. Максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3-1,5 сантиметра.

Пандус всегда состоит из 3 частей: 1 - горизонтальная площадка у основания пандуса; 2 - наклонная поверхность пандуса; 3 - горизонтальная площадка на верхнем уровне. Уклон пандуса определяется как соотношение высоты подъема пандуса к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса.

Если уклон пандуса превышает 8 процентов или его горизонтальная длина превышает 1800 миллиметров, то по обеим сторонам пандуса должны устанавливаться ограждения с поручнями. Уклон уже более 5 процентов вызывает определенные трудности для перемещения на коляске, установка поручней с двух сторон необходима для того, чтобы человек мог подниматься сам, перехватываясь за них руками.

Пандус погрузки и выгрузки

Пандус служит для удобной разгрузки и загрузки товара с грузового автомобиля и большегрузных фур. Для выравнивания горизонтальной поверхности между пандусом и фуры устанавливается доклевеллер, который позволяет перемещаться каре с пандуса в платформу авто и обратно без препятствий, что уменьшает время загрузки и выгрузки товара. В холодильных складах зона выгрузки и загрузки охлаждаемая и для сохранения холода, на улице перед подъёмными воротами, устанавливаются надувные или ленточные шторы (докшелторы). Пандус погрузки сырья выполнен из сэндвич - панелей производства Группы компаний "ФЕАМ". Стеновые и потолочные панели тип "шип-паз", исключающий "мостики" холода и обеспечивающий удобство монтажа.. Теплоизоляция панелей - пенополиуретан плотностью 45 кг/м3 и толщиной 80 мм, изготовленный из компонентов ведущих зарубежных фирм "HANTSMAN", "BASF". На поверхности панели выполнены зиги, шаг которых подобран с учетом декорирования швов при стыковке панелей.

Погрузочные причалы оборудованы подъёмными дверями с отбойниками для фур и докшелторами. Двери подъёмные под 45°, или типа "гильотина", и крепятся к потолку или стене, в результате чего уменьшена охлаждающая площадь помещения. С внутренней стороны можно установить транспортные пути подачи полушь для выгрузки в фуру.

..

Некоторые тексты близкой тематики