Малахит

Малахит – мелкокристаллический водный карбонат меди, один из красивейших минералов. Малахит характерен широкой гаммой зеленых тонов – от светло-зеленого с голубизной («бирюзовый») до черно-зеленого. Используется малахит для облицовки колонн, столешниц, каминов, ваз, торшеров и т. п.

***

МАЛАХИТ. Самый известный на Урале...

Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить.

П. Бажов, 1936

Первое место между русскими произведениями, как по богатству, так и по изяществу, бесспорно принадлежит изделиям из малахита. Великолепие, изумительная оконченность, с которыми обработан этот драгоценный материал, составляют вместе ещё неожиданное до сих пор явление в истории искусства.

Английский обозреватель Выставки всех времен и народов в Лондоне, 1851

«...Как вешняя трава под солнышком, когда ветерком её колышет. Так волны по зелени и ходят». Таким представляется уральскому мастеру малахит.

На Урале — своё пристрастие к малахиту.

Именно Уралу принадлежит монополия на лучшие сорта поделочного малахита. Здесь его добывали издавна. И понимали лучше, чем где бы то ни было. «Понимали» — это нечто большее, чем просто технологическое владение материалом. Речь идёт об особом — духовном — осмыслении красоты камня.

У каждого народа есть свой мир сказочных героев, демонических сил — хранителей недр. У жителей Японии — это чудовищный паук, живущий глубоко под землёй. В Монголии и на острове Сулавеси (Целебес) верят, что глубоко в недрах земли хозяйничают дикие свиньи. Коренные жители Южной Америки считали хозяином недр огромного кита, обитавшего в подземных водах, в Северной Америке — гигантскую черепаху, в Индии крота-великана, в Малайзии — большую змею «гонтобого». В других местах тайнами недр распоряжались боги: в Персии — Дахнак, на островах Полинезии — бог-великан Мауи...

Свою покровительницу имели и уральские рудокопы. Звали её Хозяйка Медной горы.

Она же была хранительницей малахита. Так и называли её иногда — Малахитница. Перед людьми она выступала в образе сказочно красивой женщины с зелёными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Её чертоги украшали малахит, алмаз и цветы самородной меди.

Это в её владения опускались шахты. Это в её царстве ветвились коридоры штолен и штреков, в тёмных лабиринтах которых при свете сальных свечей сновала армия полуголых, потных, измождённых людей.

Что могла сделать Хозяйка для рудокопа?

Обрушить свод на голову зарвавшегося приказчика, пугнуть треском осевшей крепи...

Но могла и обрадовать, ошеломить того, кто люб ей: раздвинуть глинистую грязь рудной массы и явить глазу нестерпимо чистую, звонкую, весеннюю зелень малахита.

Именно вниманием и состраданием Малахитницы объясняли рудокопы каждую встречу с малахитом. Пропал малахит — значит, рассердилась Хозяйка. А пропадал он так же неожиданно, как появлялся. Встреча с ним всегда была непредсказуема.

Так и пошло по Уралу предание, что лишь за великую доброту, душевную чистоту и честность одаривает Малахитница драгоценным своим камнем...

Малахит — это и сырьё, и минерал, и красивый поделочный камень. На протяжении веков человек отыскивал малахит-руду, всматривался в него как в удивительный феномен минерального царства, использовал его как украшение. В соответствии с этим разнообразны и связи человека с камнем. Чтобы понять их, нужно проследить всё разнообразие природных форм малахита, все уровни его использования в культуре. Вот почему наша книга рассказывает не только о малахите эрмитажных залов, образцах минералогических коллекций. Нас интересует и сам камень, и всё, что связано с ним: летописные известия о первой русской меди, средневековые карты, по которым прослеживаются тропы рудознатцев, чертежи и планы первых рудников, изображения горнорудной и камнерезной техники давних лет, описи императорских коллекций, дела геологов наших дней. Во всём этом — история малахита, непрерывная эстафета опыта, развитие знания, преданности камню.

На первом плане в книге стоит уральский малахит. Его открытие, добыча и особенно художественная обработка — русское малахитное дело. Этот акцент вполне оправдан, так как именно уральский поделочный малахит послужил материалом для непревзойдённых нигде в мире шедевров камнерезного искусства. Мы и сегодня смотрим на это наследие с восторгом, удивлением и уважением. И сам камень, и творческие достижения русской камнерезной школы в его обработке являются нашей национальной гордостью. Форма издания — книга-альбом обусловила единство текста и иллюстраций. Рассказ следует за иллюстрациями и сопровождается многочисленными комментариями, документами, лирическими отступлениями. Наша цель при этом — создать мозаичную и достаточно полную картину жизни (социальной жизни) малахита в обществе, ввести читателя в атмосферу больших и малых страстей, кипевших вокруг этого камня, дать пищу для размышлений. Книга выходит в двух томах. Первый включает в себя иллюстрированные очерки «Малахит через века» и «Палитра малахита», аннотированные фотоочерки «Природа малахита», «Секреты кружевного узора», «Малахит право на образ» и аннотированный раздел «Парад малахита».

Все они объединены одной темой, — она звучит в названии первого тома — «Поэтика камня». «Поэтика» здесь — не просто метафора. Под ней понимается теория камнерезного искусства, система выразительных возможностей камня. Русский же опыт художественного видения малахита — одна из наиболее ярких глав этого искусства.

Очерк «Малахит через века» знакомит с основными вехами биографии малахита вообще и уральского в частности, рисует общую картину его истории. В аннотированном фотоочерке «Природа малахита» читатель найдёт информацию о богатом разнообразии природных форм этого камня. В основу его легли уникальные коллекции ведущих минералогических музеев страны: Горного института имени Г. В. Плеханова в Санкт-Петербурге, Московского геологоразведочного института имени Серго Орджоникидзе (ныне Государственный Геологический музей им. В И Вернадского), Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана Российской Академии наук (РАН), Минералогического музея института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов РАН.

Фотоочерки «Секреты кружевного узора» и «Малахит право на образ» рассказывают о выразительных возможностях камня, о природе его кружевного рисунка и таящихся в нём возможностях для резчика и мозаичиста, о малахите в художественной культуре. Для большей наглядности фотоочерки сопровождаются графическими схемами, отражающими данные по онтогении1 малахита, привлечёнными в той мере, в какой они помогают понять секрет выразительности структуры и рисунка камня. В их основе лежат работы ленинградских онтогенистов (Д. Григорьева, В. Черепанова, А. Жабина) и уральских исследователей малахита (В. Авдонина, Г. Вертушкова).

Изделиями представленными в разделе «Парад малахита», книга обязана многим музеям страны. Знакомя с малахитом, она показывает и наиболее интересные его коллекции. Одни представлены полно, другие выборочно. С наибольшей полнотой использовано собрание малахита Государственного Эрмитажа. Это самая большая в стране, да и в мире, коллекция, насчитывающая около двухсот вещей, — в книге отражена лишь пятая её часть2. Полностью показан малахит Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца-музея, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, Государственного музея этнографии народов России, Музея истории религии и атеизма, Центрального государственного музея революции. Достаточно полно отражена коллекция Нижнетагильского историко-краеведческого музея. Взаимно дополняя друг друга, эти коллекции расширяют представление о малахите, причём не только о формах его бытования и приёмах работы с ним, но и о социальных уровнях его потребления на рынке. Скажем, малахит Эрмитажа, Екатерининского, Павловского, Останкинского дворцов-музеев, Государственного Русского музея, Оружейной палаты Московского Кремля — репрезентативный дворцовый малахит. Всем своим видом он отвечает запросам и вкусам сановного потребителя, иными словами, это малахит аристократического рынка. Малахит из частной коллекции Валентины Голод отражает запросы иного, мелкобуржуазного и разночинного рынка. Малахит Политехнического музея в Москве, отдельные вещи из собрания екатеринбургских музеев, Нижнетагильского музея, Государственного музея этнографии, Центрального государственного музея Казахстана представляют формы, типичные для ещё более широкого по своему социальному составу рынка. На нескольких примерах можно познакомиться с использованием малахита в культовых вещах. Наиболее богатые — в Нижнетагильском музее. Своеобразными формами представлен малахит в культовых вещах Музея истории религии и атеизма. В Киевском музее исторических драгоценностей можно видеть серебряную лампаду московской работы XVIII века с тремя гранёными малахитовыми вставками среди аметистов и фасетчато огранённых лазуритов. В Киево-Печерской лавре имеются фрагменты жемчужного шитья, украшенного малахитовыми кабошонами.

Ряд музеев располагает отдельными вещами из малахита. В Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве имеется стол с малахитовой столешницей. В Оружейной палате есть часы в роскошных малахитовых футлярах. Одни украшены эмалевыми пейзажными миниатюрами, вторые — эмалями и драгоценными камнями. Двое кабинетных часов встречены в Государственной Третьяковской галерее, одни — в Государственном литературном музее. Находящаяся на временной консервации коллекция камня Государственного исторического музея в Москве оказалась недоступной, и в книге показан лишь малахит из собрания его Особой кладовой. Из крупных форм музей располагает большими малахитовым столом и тумбой, оклеенной грубой щебёночной мозаикой. Большую неожиданность преподнесло знакомство с фондами Киевского музея русского искусства. Здесь хранятся два крупных пятирожковых канделябра, сделанные в виде высоких изящных ваз. Форма их не имеет аналогов ни в одной из известных коллекций, а мозаика заслуживает самых высоких похвал. Здесь же есть пара малахитовых чаш на пьедестальчиках, с бронзовыми ручками-букраниями и стол с мозаичной столешницей, выполненной вольной широкой разброской по щебёнке крупных малахитовых плашек. Несколько ваз экспонируются в минералогических музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга.

Русский малахит в изделиях западноевропейской работы можно видеть в коллекции римских и флорентийских мозаик Эрмитажа и в Екатерининском дворце-музее. Зарубежный малахит наиболее интересно представлен в коллекции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Музее истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге. Работ нашего времени в музеях немного. Их можно видеть в основном в музеях Нижнего Тагила, Екатеринбурга, в Загорском государственном историко-художественном музее. Наиболее богатым собранием располагает Уральский геологический музей.

Второй том — «Малахит. Хроника. Документы. Комментарии» — историко-хроникальное приложение, где перечень событий из истории открытия и обработки уральского малахита сочетается с иллюстрациями, комментариями, выдержками из материалов, ставших библиографической редкостью. Наиболее значительным событиям биографии малахита посвящены отдельные очерки. В книге три раздела: «Малахитовые кладовые», «Малахитное дело», «На Екатеринбургской гранильной». Все материалы здесь изложены по хронологическому принципу.

Первый — «Малахитовые кладовые» — летопись главных месторождений поделочного малахита Урала. Все они расположены в пределах Среднего Урала, в административных границах Свердловской области. Их четыре: Гумешевское, Меднорудянское, гора Высокая (Высокогорское) и Коровинско-Решетниковское. С иллюстраций этой части встаёт горнозаводский Урал с его совершенно особым колоритом. Фотографии, рисунки, документы прошлого подчёркивают отличительную особенность биографии малахита — добыча его всегда сопряжена с трудоёмкими подземными работами. Нужно представить себе всё это, чтобы не понаслышке знать о малахите и по-настоящему понять его истинную ценность и место в материальной и духовной культуре.

Второй — «Малахитное дело» — летопись художественной обработки малахита. О многом здесь рассказывается впервые. Новый материал меняет привычные представления о малахитном деле. Очерчиваются связи уральского малахита с европейским рынком роскоши. Прослеживается возникновение мастерских и фабрик по его обработке в России и за границей. Вводятся десятки новых имен, связанных с обработкой камня, созданием новой техники, оснастки, технологии мозаичного дела. Раскрывается история отдельных вещей и целых ансамблей.

В третьем разделе — «На Екатеринбургской гранильной» прослеживается малахитное дело в стенах Екатеринбургской гранильной фабрики за сто с лишним лет. Культура уральского поделочного камня обретает иные масштабы, периодизацию, движение в социальном пространстве, расширяются и её хронологические рамки.

Завершает том глава «Завещание старого мастера».

Что побудило предложить материал читателю в виде хроник? Главным образом большое количество разночтений, существующих в литературе о малахите, и ещё большее число «белых пятен» в истории этого камня. До сих пор, например, нет единого мнения о дате, от которой следовало бы отсчитывать историю уральского поделочного малахита. По В. Макарову, «при Петре I Акинфий Демидов начал добычу малахита на Урале»3. По А. Ферсману, это 1635 год — год основания Пыскорского медеплавильного завода, ради которого были начаты разработки Григоровского медного рудника на Каме4. Скажем прямо — к поделочному малахиту обе датировки отношения не имеют5. В истории же технологического малахита есть более ранние даты, связанные к тому же с другим районом Приуралья. Р. Морозова-Люлина, автор интересных статей и сводной рукописи о малахите в интерьерах Санкт-Петербурга, открывшая много новых страниц в истории этого камня, называет 1768 год6, но документ, на который она при этом ссылается, понят ею неточно — речь в нём идёт об открытии зелёного невьянского лиственита. По Д. Григорьеву, начало добычи камня для камнерезных работ относится в 1780—1790-м годам7 и связано с выработками бывшей Полевской дачи, то есть с Гумешевским рудником. Но гумешевский малахит был известен уже в конце 50-х годов XVIII века. В 1765 году, по архивным свидетельствам, он обрабатывался на Екатеринбургской гранильной фабрике. Не меньше разногласий в истории отдельных рудников, судьба которых тесно связана с малахитом. В литературе о всемирно известном гумешевском руднике существует восемь дат его открытия8. Запутаны представления о Коровинско-Решетниковском месторождении. Есть просто отрицания самого существования месторождения, есть сомнения в пребывании на месторождении А. Ферсмана, который ввёл в научный оборот первые о нём сведения. Всё это оказалось необоснованным, а история Коровинско-Решетниковского малахита обернулась одной из ярких страниц в истории уральского камня. Поразительный частокол цифр ждёт того, кто захочет получить представление о весе сенсационной малахитовой глыбы, открытой в 1835 году в Меднорудянском руднике. В русской литературе указываются более десятка разных цифр в пределах от 25 до 590 тонн. В европейской литературе вес её колеблется от 30 до 328 тонн. Хроникальное размещение в нашей книге всего собранного о малахите материала даёт читателю возможность не только проверить автора в его выводах, но и выработать собственное мнение. Словом, хроника или, скажем иначе, летопись уральского малахита, может служить материалом для размышлений.

Приглашаю читателя в удивительный мир одного из самых известных камней Урала.

Размеры изделий в примечаниях и в аннотациях к иллюстрациям даны в метрах, первый размер всегда означает высоту; при наличии одного размера показывается высота фрагмента.

***

Малахит – единственный в природе узорчатый минерал, пользующийся такой огромной популярностью. В России начиная с 40-х годов 18 века из малахита (считавшегося тогда драгоценным камнем) изготавливали мелкие декоративные предметы: табакерки, броши, шкатулки, а после находок больших масс в 30-х годах 19 века - и крупные художественные изделия.

***

МАЛАХИТ
МАЛАХИТ (Сu2СО3(ОН)2), карбонатный минерал, основной карбонат меди. Находится в подвергшихся атмосферным влияниям залежах медной руды. Малахит имеет моноклиническую систему, цвет зеленый. Иногда используется как драгоценный камень. Твердость 3,5-4; плотность 4.

***

МАЛАХИТ
МАЛАХИТ, малахита, мн. нет, м. (от греч. malache - мальва). Минерал яркозеленого цвета, по химическому составу углекислая соль меди.

..

Некоторые тексты близкой тематики