Лобовая доска

Лобовая доска – в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

***

Русская народная резьба по дереву.

Архитектура
Дом в деревне Желтухино.

Произведениями подлинного большого искусства наполнен был каждый крестьянский дом, кото­рый и сам очень часто был прекрасным памятни­ком деревянной архитектуры. Сани и дуги, сунду­ки и люльки, прялки и швейки, вальки и трепала, ковши и солоницы искусно украшались резьбой и росписью. Большое значение в русском деревян­ном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, на­поминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглублён­ным фоном подчёркивают и выявляют конструк­тивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчёркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окай­млён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой на­личники окон, торцовые доски чётко ограничива­ют края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фа­сад этого выразительного архитектурного комплекса.

Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах. И наконец, на самом близком рассмотрении они восхищают нас иной, новой красотой — совершенством резьбы, мелкой разделке которой мастера Поволжья придавали большое значение. Мы любуемся не только художественной образностью и мастерством исполнения резьбы, но и самим материалом — иссечённым резьбою деревом. Выветрившееся за многие десятилетия под открытым небом, дерево играет сейчас не только цветом, но и рисунком волокон. Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко растительный узор шёл непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно чётко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключённая в рельефную рамку. По сторонам от неё размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из которого выходили стебли гирлянды.

Наравне с богатой орнаментикой лобовых досок с большой пышностью украшали под ними и красные окна дома, то есть окна, большие по размеру в отличие от маленьких — волоковых, которые в Поволжье рубили ещё в первой половине XIX века по обе стороны одного большого красного окна.

Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно за­падающее пространство фронтона, наличник светёлки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объёмно и всегда был ярко освещён. В резьбе светёлочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, и витые деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток. Красивая и живая текстура дерева обращает на себя внимание при рассмотрении деталей резьбы — фрагментов растительного узора и изображений разнообразных сказочных существ. Ритмичный живой узор волокон дерева подчас превосходно выявляет пластику рельефных изображений, подчёркивает выразительность глядящих на зрителя загадочных сиринов и берегинь, помогает донести живую мимику кошачьей морды льва. Естественный узор волокон то прорезает морщинками лоб, то тонкими лучами разбегается от глаз по округлости щёк, то подчеркивает смешливую линию носа, то залегает вокруг сложенного в гримасу рта. Мастер тонко чувствовал материал и почти всегда заставлял его усиливать выразительность своих образов. Вот почему сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья воспринимаются совершенно по-новому и приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты.

Одним из наиболее интересных и самых распро­странённых изображений волжской домовой резь­бы является образ берегини, который не встреча­ется ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сом­нения в том, что когда-то это существо должно было оберегать. По-видимому, «оберега» в обра­зе русалки резалась сначала на судах, и возник этот образ ещё в те времена, когда верили в доб­рую силу божества, которое оберегало людей во время плаваний от злых духов стихии.

В русской народной деревянной скульптуре был наиболее распространённым образ коня. Большой интерес представляют детские игрушки — коньки. В XIX веке они имели широкое распространение в Поволжье. В каждой местности выработались свои формы и характер декора этой маленькой деревянной скульптуры. Всей деревянной русской скульптуре присущи общие черты: условность в решении образа, обобщённость формы, предельная выразительность. Несмотря на условность приёмов резьбы, форм и росписи, образ коня, то могучего и неподвижного в своем величии, то буйно-весёлого и стремительного, предстает перед нами во всей своей выразительности.

Из книги: Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву.- М., Изобразительное искусство, 1974.

..

Некоторые тексты близкой тематики