Каре

Квадратное в плане здание с прямоугольным внутренним двором.

***

КАРЕ

Национальный музей антропологии

1964 г., Мексика

Среди экспонатов - камень, на котором были принесены в жертву тысячи людей

Внутренний двор накрыт бетонным навесом, который держится на естественном столбе.

Из всех стран Латинской Америки именно Мексика и Бразилия оказались особенно восприимчивы к современным архитектурным стилям. Самой смелой в этом смысле считается архитектура Мексики, где в 30-е годы XX века все молодые художники испытали на себе сильное влияние Ле Корбюзье. Так, например, архитектор и инженер Феликс Кандела, вынужденный бежать в 1939 году из фашистской Испании и обосноваться в Мексике, известен как автор авангардистских, неожиданных по решению зданий из бетона.

Один из ведущих архитекторов послевоенной Мексики, построивший новую церковь Пресвятой Девы Гваделупской, - Педро Ра-мирес Васкес. Ему принадлежит проект открывшегося в 1964 году в парке Чапультепек Национального музея антропологии (Museo Nacional de Antropologia). Галереи этого современного двухэтажного здания из серого гранита окружают прямоугольный внутренний двор. Две трети двора покрыты чем-то вроде навеса от солнца и дождя, а поскольку его поддерживает одна-единственная колонна в центре, то вся постройка напоминает гигантский гриб. Это самая большая в мире бетонная площадка из всех, что тоже держатся на одной опоре.

Многие считают этот музей не только самым прекрасным в Мексике, но одним из самых прекрасных в мире. Он занимает площадь в 10 000 м2, на которой представлена ни с чем не сравнимая коллекция произведений искусства из времен до испанского завоевания. Экспонаты расположены и расставлены столь удачно, что и без всяких комментариев восхищают посетителей. Но, конечно, здесь предлагаются и двухчасовые экскурсии (на разных языках) с демонстрацией самых интересных объектов.

Статуя бога Кецалькоатля из Тулы. В музее собрана самая большая в мире коллекция предметов культуры, существовавшей до Колумба.

Наверное, самый сенсационный экспонат - камень, на котором жрецы ацтеков приносили в жертву людей, причем с невероятной жестокостью. Человека клали на камень лицом вверх, а пять жрецов держали его за голову, руки и ноги. Шестой жрец в кроваво-красном одеянии открывал острым ножом грудную клетку. Потом руками он выдирал из раны пульсирующее сердце и протягивал его к солнцу. На этом жертвенном камне нашли смерть тысячи людей.

Другой интересный экспонат - знаменитый календарный, или солнечный, камень, который сейчас считается символом всей культуры ацтеков. Это большой, весом более 24 тонн кусок базальта; невозможно себе представить, каким образом его дотащили от ближайшей каменоломни до Теночтитлана. На камне выбиты рисунки, которые до сих пор можно разглядеть. По центру идут концентрические круги, на которых отмечены символами дни месяца и страны света. В музее хранятся также многие статуи богов из древней Мексики, среди которых и Пернатый змей "Кецалькоатль'. Кроме того, здесь есть множество предметов, найденных в Теотиуакане и возле Священного источника в Чичен-Ице, а также огромные каменные головы времен ольмеков, головные украшения из перьев и копия одного из замков Бонампака вместе с керамикой, оружием и украшениями. На первом этаже расположена выставка, рассказывающая о прямых потомках древних жителей Мексики и об их сегодняшнем быте.

Скульптура Тлалока, в мифологии ацтеков - бога Дождя. Ему приносили в жертву людей - в надежде, что их слезу магическим способом вызовут ливень.

В 70-е годы в Мехико был проведен опрос населения, и выяснилось, что в музей почти никогда не заходят рабочие. Тогда было решено организовать в рабочих кварталах специальную 'музейную миссию'. Обитателям трущоб Такубайи наглядно предъявили экспонаты и живо рассказали о них. Вот так можно пробудить у людей интерес к культуре.

В парке

Неподалеку от музея в парке Чапультепек немало других достопримечательностей. Здесь есть большой зоопарк, где выкармливают бамбуковых медведей (панда), привлекательный парковый ансамбль и пруды, разные развлечения и музеи. На другой стороне улицы Пасео де ла Реформа находится Национальный музей истории. Здесь представлено все прошлое страны начиная с испанского завоевания. Музей располагается во дворце Чапультепек, который строился в 1785 году. Некоторое время в Мехико правил император Максимилиан со своей супругой Шарлоттой: по настоянию Франции в 1863 году он был провозглашен правителем только что образовавшейся в Мексике империи. Но уже в 1867 году, после ухода французских войск из страны, его казнили. Во дворце-музее можно посетить императорские покои. Кроме того, там есть интересная коллекция часов, фортепьяно, кареты, вазы и предметы искусства, связанные с религией. В Музее современного искусства, который расположен в том же парке, есть работы Диего Риверы и других ведущих мексиканских художников. В музее Тамайо (Museo Tamayo) выставлено частное собрание живописца Руфино Тамайо. В 1325 году ацтеки, следуя предсказанию оракула, заложили здесь столицу Теночтитлан. Как велел оракул, они сначала нашли место, где на кактусе сидел орел, пожирающий змею. В 1521 году Кортес и его соратники разрушили Теночтитлан и построили здесь собственную столицу.

..

Некоторые тексты близкой тематики