Эклектизм

Эклектизм – формальное, механическое использование в композиции и художественной отделке зданий элементов стилей прошлых эпох.

***

ЭКЛЕКТИКА (архитектура)

В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина)

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Поздняя эклектика К. М. Быковского — университетская клиника

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

  1. первый этап:
    • Быковский, Михаил Дормидонтович;
    • Тон, Константин Андреевич;
    • Штакеншнейдер, Андрей Иванович.
  2. второй этап:
    • Быковский, Константин Михайлович;
    • Каминский, Александр Степанович;
    • Клейн, Роман Иванович;
    • Парланд, Альфред Александрович;
    • Померанцев, Александр Никанорович;
    • Чичагов, Дмитрий Николаевич.

***

ЭКЛЕКТИЗМ, Ца, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве.

***

Эклектизм - формальное, механическое использование в композиции и художественной отделке зданий элементов стилей прошлых эпох.

***

Эклеуктика, также эклектизм (греч. «избранный, отборный», от греч. «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе 1830-е-1890-е годы. Эклектика — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.

..

Некоторые тексты близкой тематики