Дорожная одежда

Дорожная одежда – инженерная конструкция из нескольких слоев различных дорожно-строительных материалов, предназначенная для движения автотранспорта.

***

Конструктивные элементы дорожной одежды

Дорожная одежда представляет собой конструкцию из различных материалов. Ее устраивают на хорошо спланированном и тщательно уплотненном земляном полотне для удобного и безопасного движения транспортных средств с расчетной скоростью. Дорожная одежда воспринимает нагрузку от транспортных средств и передает ее на земляное полотно в рассредоточенном виде. Она должна обладать достаточной устойчивостью против влияния климатических факторов (температуры, атмосферных осадков, ветра и т. п.).

В зависимости от толщины и применяемых материалов дорожную одежду строят серповидного, полу корытного, корытного или бес корытного профиля.

Серповидный профиль (рис. 2.1, а) применяют обычно на дорогах низших категорий. Для устройства дорож­ной одежды серповидного профиля используют местные материалы (гравий, гравийно-песчаную смесь, грунт), укрепленные различными добавками или без них. Ее устраивают им нею ширину земляного полотна ч на толщину, наибольшую в середине и постепенно уменьшающуюся до 3—5 см у бровок.

Поперечные профили дорожной одежды:

1-покрытие; 2-основание; 3-дополнительный слой основания

Прочность дорожной одежды обеспечивается на однородном тщательно уплотненном земляном полотне при хорошем водоотводе. Дорожная одежда должна быть экономичной и надежной.

Дорожная одежда, как правило, состоит из нескольких конструктивных слоев:

  • покрытие 1 — верхний слой, непосредственно воспринимающий усилия от колес транспортных средств и подверженный воздействию климатических факторов. Покрытие должно иметь высокое сопротивление износу и противостоять появлению пластических деформаций от горизонтальных и вертикальных усилий. Поверхность покрытия должна быть ровной и шероховатой (коэффициент сцепления автомобильной шины с поверхностью покрытия во влажном состоянии должен быть не менее 0,5). На покрытии устраивают слой износа и периодически возобновляют его по мере истирания в процессе эксплуатации. При недостаточной водонепроницаемости на покрытиях устраивают тонкие защитные слои в виде поверхностной обработки;
  • основание 2 — несущая часть дорожной одежды, которая совместно с покрытием обеспечивает передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание обычно состоит из нескольких слоев: верхние делают из более прочных материалов, нижние — из менее прочных и морозостойких, но водоустойчивых и не размокаемых; дополнительный слой основания 3 — нижний слой дорожной одежды, который, кроме передачи нагрузок на земляное полотно, выполняет и функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и т. д. .

В зависимости от категории дороги и исходя из транспортно-эксплуатационных требований дорожные одежды делятся на следующие типы: капитальные, облегченные, переходные и низшие

Основания дорожных одежд капитального и облегченного типов в зависимости от требуемой прочности и наличия местных дорожно-строительных материалов можно устраивать из каменных материалов, обработанных вяжущими, из щебня, шлаков, отходов горнорудной промышленности бетона. Дорожные одежды переходных и низших типов укладывают непосредственно на грунт, за исключением щебеночных покрытий, для которых основанием являются грунт, укрепленный вяжущими материалами, шлаки и другие местные материалы.

Дренирующие слои для осушения дорожных одежд устраивают трех видов:

  • по принципу объемного поглотителя, когда поступающая в дренирующий слой вода в состоянии разместиться в его порах;
  • дренирующий слой на всю ширину земляного полотна с возможным выходом воды из него;
  • дренирующий слой с осушением его трубчатыми дренами или воронками.

Для дренирующих слоев наиболее целесообразны крупнозернистые материалы с коэффициентом фильтра­ции не менее 3 м/сут: песок, гравий, шлак, ракушка, щебень. Отвод воды из дренирующих слоев лучше всего обеспечивается асбоцементными или гончарными трубами диаметром 80—100 мм.

...

Дорожная одежда
уложенная на поверхность земляного полотна, состоящая из покрытия и основания, твердая конструкция из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и колес ТС.

..

Некоторые тексты близкой тематики