Бегунец

Бегунец – тип кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращенных вершинами вверх и вниз.

***

БЕГУНЕЦ

Храмовый комплекс: церковь Петра и Павла и церковь Варвары

12, 18 вв.

Расположен в заднепровской части города, недалеко от реки. Оба храма стоят почти рядом по одной оси. В середине 12 века выстроена церковь Петра и Павла – храм княжеского двора. В 1-й пол. 17 века около нее находилась резиденция униатского епископа. В 1753-57 гг. (по другим источникам – в 1737 году) к этому храму с запада пристроили крупную церковь Варвары. Во 2-й пол. 18 века соорудили каменную ограду. В 1962-63 гг. реставрация под руководством П.Д. Барановского вернула храму Петра и Павла первоначальный облик, но при этом восточная часть Варваринской церкви была разобрана. За последние годы уровень земли вокруг церкви Петра и Павла понизили, хотя примерно на метр все же не достигли первоначальной поверхности 12 века. В 1970-е гг. восстановили ворота ограды, разрушенной во время Великой Отечественной войны.

Церковь Петра и Павла – один из самых важных памятников русского зодчества 12 века. Построена на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-60 гг.) при княжеской резиденции и освящена епископом Мануилом Греком. После 1168 года храм из княжеского стал приходским и на рубеже 12-13 вв. приобрел наружные притворы-усыпальницы, а переход в княжескую молельню заложили. В 1611 году, в связи с польской оккупацией края, храм превратили в костел и украсили произведениями Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени в копиях и оригиналах. Во 2-й четв. 17 века церковь Петра и Павла стала общеепархиальным униатским центром, но с 1654 года снова действует как православный приходский храм.

Стены церкви сложены из большемерного кирпича, встречаются также более узкие и лекальные кирпичи – для полуколонн и аркатурного пояса. Фундамент сложен из булыжников на глине. В кладку верхних частей включены голосники.

К крестово-купольной одноглавой постройке примыкают три высокие апсиды. Венчает здание глава с массивным 12-гранным барабаном на квадратном постаменте. С трех сторон к зданию примыкала галерея. Она пристраивалась по частям в течении 2-й пол. 12 века и использовалась для захоронений. На северном и южном фасадах закомары отвечают торцам сводов, боковые закомары западного и восточного фасадов ложные. На средние лопатки наложены полуколонны. Из кирпича выполнены пояса аркатуры и поребрика (в основании закомар, по верху апсид), а также бегунец и кресты на угловых лопатках. Карниз барабана, расчлененного узкими лопатками, аркатурой и поясом керамических плиток с килевидными нишками.

Внутри церкви подпружные арки, опирающиеся на столбы и паруса, поддерживают кольцо барабана. Рукава креста перекрыты циркульными сводами; циркульные своды угловых ячеек ориентированы с севера на юг. В западной части расположены хоры, на которые ведет лестница в толще западной стены. Южная часть хоров выделена в придел с апсидой. В западной стене придела была дверь. Она, видимо, вела в княжеский дворец по переходу.

Пол первоначально был кирпичный, но вскоре его заменили поливными керамическими плитками. Внутри стены и своды были расписаны фресками. От них сохранились лишь незначительные фрагменты.

Церковь Варвары первоначально подходила вплотную к Петропавловской церкви и была значительно выше. Кирпичные стены оштукатурены. Архитектура, несмотря на регулярность членений, неожиданно архаична для Смоленска сер. 18 века.

Церковь сейчас имеет вид двухэтажного прямоугольного здания. К западному торцу примыкает шатровая колокольня с двумя крыльцами на отлете. Боковые фасады равномерно разделены лопатками на 5 вертикальных прясел (раньше их было 7). Второй этаж был двусветным (с такими же окнами и наличниками, что и внизу), а над его восточной частью возвышался световой восьмерик с лотковым сводом. Шатровая колокольня, крыльца во второй этаж, наборные наличники, завершенные гребнями, - все это сродни архитектуре восточных районов области, где были живы архитектурные традиции кон. 17 века. Для 18 века необычен и довольно низкий шатер с двумя рядами круглых слухов, покрытый поливной черепицей.

В нижнем этаже церкви сохранились своды.

К югу от Варваринской церкви находятся трехпролетные ворота церковной ограды 2-й пол. 18 века. Архитектурные формы ворот и стены, сложенных из кирпича и оштукатуренных, отражают переход от барокко к классицизму. Квадратный проем въезда фланкирован прямоугольными калитками. Сдвоенные лопатки разной высоты при одинаковой ширине зрительно поддерживают сложное ступенчатое завершение ворот (хотя пилястры по сторонам проезда не доходят до антаблемента). Довольно высокая глухая стена ограды украшена большими фигурными нишами, разделенными лопатками.

По изданию “Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область”ъ

***

Бегунец - форма орнаментальной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, последовательно обращенных вершинами вверх и вниз.

***

Бегунец - декоративная кирпичная кладка в виде пояска из треугольных впадин, обращенных вершинами попеременно вверх и вниз.

..

Некоторые тексты близкой тематики