Ангоб

Ангоб – декоративное керамическое покрытие (тонкий слой из глинистой суспензии), наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру его материала. Может быть белым или цветным. Применяется в производстве цветного кирпича и облицовочной плитки.

***

АНГОБЫ

Ангоб (франц. engobe), декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру его материала. Различают Ангоб белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками). Ангоб был широко распространён в античном декоративном искусстве; в русском гончарном производстве известен под названием «побела». Ангоб применяется в производстве цветного кирпича и двухслойных фасадно-облицовочных изделий. Ангоб обычно наносится (т. н. ангобирование) пульверизацией или поливкой свежеотформованных высушенных или обожжённых изделий с последующим обжигом. Ангоб может быть покрыт слоем прозрачной глазури (стекловидное покрытие), росписью и т. д.

***

АНГОБЫ

Назначение.

Ангобы - непрозрачные покрытия с высоким содержанием глинистых веществ (комовая глина, каолин).

Во-первых, ангоб используют в качестве нерасплавляющегося (шероховатого, пористого...) покрытия, перекрывающего цвет подложки, на которую оно нанесено, служащего для дальнейших операций глазурования или росписи и глазурования. В этом смысле часто под ангобом подразумевают нечто вроде грунтовки.

Во-вторых, ангоб используют в качестве конечного покрытия изделия, он придает им красивый "лощеный" вид, делает возможной технику сграфитто. Такие ангобы называют покровными, реже ангобной глазурью (английский термин - slip glaze), а чрезвычайно тонкодисперсные ангобы называют "терра сигилятта".

В-третьих, ангобы применяют как простую в использовании подглазурную краску, которой вдобавок можно создать и рельефный рисунок. Популярность ангобов в этом качестве очень высока.

Ангобы должны быть хорошо подогнаны по составу к конкретной массе, глазури и условиям сушки и обжига во избежание отслоений, обесцвечивания и т.д. Обычные добавки - тонкомолотый кварцевый песок (снижение усадки), комовая беложгущаяся глина (увеличение

Фаянс с росписью ангобами. Покрыт прозрачной глазурью.

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Цветные ангобы серии S-0620 - идеальный вариант для раскрашивания работ. Ангобы лучше всего выдавать очень маленькими порциями, например, в крышках из-под пластиковых бутылок, и разбавлять водой. Помните, в конце урока все ангобы будут перепутаны и перемешаны! В большинстве случаев ангобы будут хорошо смотреться после обжига и под глазурью, и без нее.

Основные характеристики.

СОСТАВ. Обычно ангобы содержат 50 и более процентов глинистой составляющей. Простейшие ангобы - та же глина, из которой сделан базовый черепок, с добавлением пигмента. Для уменьшения усадки ангобы могут содержать инертный наполнитель типа кварцевого песка. Для улучшения сцепления с черепком и повышения плотности покрытия - флюс.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА ангоба определяется интервалом расплавления флюса, входящего в ангоб, или спеканием глинистых компонентов. Максимальную температуру обычно диктует пигмент, если он входит в состав.

ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ (рекомендуемая). Если на упаковке ангоба не специфицирована техника нанесения, ангоб можно наносить любой техникой. Составы, предназначенные только под кисть, могут содержать специальные добавки для улучшения качества мазка. Покровные ангобы предназначены для нанесения на изделие так, как наносится глазурь.

БАЗОВЫЙ ПИГМЕНТ - для окрашенных ангобов. Если необходимо усилить насыщенность цвета, в ангоб следует добавить указанный на этикетке базовый пигмент.

Особенности технологии.

Покровный ангоб Т-50 с 10% желтого пигмента. Лощение, инкрустация цветными глазурями.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ КРАСКИ.

Ангоб можно наносить на сырец, более того, на изделие в кожетвердом состоянии. В этом случае усадка изделия и ангоба в процессе сушки происходят одновременно и снижается вероятность отслоения. При нанесении на утильное изделие предпочтительно снизить усадку ангоба. Это относится к толстым слоям ангоба, на тонкие слои состояние поверхности изделия практически не оказывает никакого влияния. После сушки изделия с ангобом обжигают на утиль, глазуруют и обжигают еще раз. Важно, чтобы в процессе утильного обжига ангоб остался пористым, т.е. сохранил способность впитывать глазурь. Если изделие допускает однократный обжиг, глазурь наносят по необожженному изделию с ангобным покрытием. В этом варианте в состав ангоба предпочтительно вводить флюс для лучшего сцепления глазури с ангобом.

Существует множество способов декорирования с помощью ангобов - резерваж, сграфитто, фляндровка… См. литературу по декорированию.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ СПЛОШНОГО ПОКРЫТИЯ.

Ангобы дают матовые покрытия, однако эти покрытия принципиально отличаются от покрытия матовыми глазурями.

• матовая глазурь всегда расплавляется полностью во время обжига и становится матовой в процессе охлаждения. Это означает, что глазурь, в отличие от ангоба, может давать потеки, но может образовывать гигиеничные водонепроницаемые покрытия; ангоб расплавляется только частично и практически всегда остается водопроницаемым;

• ангоб расплавляется только частично, а это означает, что степень его расплавления зависит от температуры обжига: небольшой пережог, например, из-за неравномерности температуры в печи, даст блеск; небольшой недожог - заметную шероховатость и "пачкаемость";

• краски, в том числе и ангобы другого цвета, нанесенные по ангобу, всегда останутся такими, как они выглядели до нанесения. Нанесенные по матовой глазури, краски могут и растечься, и провзаимодействовать с глазурью;

• необожженную матовую глазурь можно без последствий "смазать" руками при ставке, на ангобе следы небрежных рук останутся обязательно;

• ангоб после обжига будет иметь в точности ту фактуру, какую ему придали при нанесении - фактуру кисти при нанесении кистью, фактуру бархата при тонком

Ангобы обычно наносят тоньше, чем глазурь. В частности, это важно для техники сграфитто: в толстых слоях могут образовываться сколы, тогда как тонкие режутся как сыр.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГОБА В КАЧЕСТВЕ ГРУНТА

Так как ангоб по всей поверхности изделия расположен между черепком и глазурью, необходимо особое внимание уделять как сцеплению ангоба с черепком, так и сцеплению ангоба с глазурью. Для этой цели лучше всего использовать ангоб на основе того состава, из которого изготовлен черепок. Наносить ангоб предпочтительно на едва подсохшее после формования изделие. В состав ангоба в качестве флюса вводят ту глазурь, которая будет нанесена поверх ангобного слоя.

Следует отметить, что в качестве белого грунта можно использовать глухую белую глазурь, которую, естественно, наносят по утильному черепку, если предусмотрена схема двукратного обжига.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Значительная часть проблем, связанная с применением ангобов, происходит из-за недостаточно прочной связи в трехслойной структуре ЧЕРЕПОК-АНГОБ-ГЛАЗУРЬ. См. выше, как избежать этих проблем.

Требования безопасности.

1. Тонкодисперсная пыль. Даже если ангоб не содержит токсичных компонентов, пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при напылении. Регулярно проводите влажную уборку рабочего места, пола. Чаще стирайте рабочую одежду.

2. Компоненты, опасные при попадании в организм. Они указаны в описании конкретных ангобов.

Форма поставок.

Водные пасты, расфасованные в пластиковую тару различной емкости. Всегда указывается "сухой" нетто-вес (т.е. вес за вычетом воды и тары).

***

Ангоб
Тонкий слой глины, покрывающий поверхность керамического изделия в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли такое покрытие "побела".

***

АНГОБ — (франц. egobe) - покрытие из белой или цветной глины, наносимое на керамическое изделие (до обжига) для устранения дефектов… (Большой Энциклопедический словарь)

..

Некоторые тексты близкой тематики